Вся рубрика

Изюмский герб

Часть 1 Часть 2

Визитной карточкой Изюма является герб - три виноградные грозди в золотом щите. Сегодня мы привыкли к истине, что изюмский герб составлен герольдмейстером М.М. Щербатовым и законодательно утвержден в 1781 году императрицей Екатериной ІІ. Однако, история создания изюмского герба далеко не простая....

Централизованное составление городских гербов в Российской империи связано с военной реформой Петра І. В начале XVIII века все полки регулярной армии получили наименования по городам, где формировались или расквартировывались. Велено было на полковых знаменах, печатях и мундирных пуговицах солдат помещать гербы соответствующих городов. Первые изображения городских гербов составлялись в Военной конторе инженерного правления и передавались в Московскую оружейную палату, которая, начиная с 1712 года, изготовляла знамена с гербами и рассылала их в полки. Таким образом, городской герб становился не только символом города, но и боевым опознавательным знаком. Гербы, сочиненные военными инженерами, не выдерживали никакой критики и, потому, потребовалось создать специальное учреждение, где составлением гербов занимались специалисты хорошо знавшие каноны мировой геральдики, все ее тонкости и правила. В 1722 году, за три года до смерти Петра І, в Москве возникло новое государственное учреждение - Герольдмейстерская контора, в обязанности которой входило составление городских гербов, гербов дворянских фамилий, эскизов государственных печатей. Первым начальником конторы был назначен майор Преображенского полка С.А. Колычев, один из любимцев царя. Колычев не имел ни малейшего представления о герботворчестве, но, будучи человеком энергичным и настойчивым, сумел привлечь из коллегии иностранных дел, на должность своего заместителя, графа Франциска Санти - итальянца на русской службе, признанного знатока геральдики, набрать штат художников-живописцев, среди которых оказались талантливые мастера - М. Чернавский, П. Гусятников, А.Акинфеев. Именно на Санти, Чернавского и Гусятникова легла основная работа по составлению городских гербов, тогда как Колычеву достались организационные вопросы.

Дело, начатое с нуля, благодаря усилиям Колычева, скоро наладилось. Герольдмейстерская контора стала регулярно выдавать Военной коллегии серии городских гербов. По отзывам современников, гербы составленные Санти, отличались красотой и изяществом. Для сочинения гербов граф разработал определенную методику, ставшую затем классической. Прежде всего, Санти старался получить подробное описание города, историческую справку о его прошлом, данные о промыслах, ремёслах и торговле, что позволяло точно избрать композицию гербовых символов. Если название города содержало намёк на определенный предмет или объект, Санти избирал его в качестве главной гербовой эмблемы, получая в результате " говорящий герб " - происходящий от названия города. В начале 1727 года из Военной коллегии Санти получил заказ на составление гербов для знамен Изюмского, Сумского, Харьковского, Ахтырского, Острожского слободских казачьих полков и Бахмутской крепости. В полковые города из Геральдмейстерской конторы были посланы запросы, требующие прислать описание каждого города и рисунки с изображением существующих знамен. В ответ изюмский полковник М. Захаржевский прислал невыразительную отписку, в которой указал, что город Изюм основан в 1681 году как крепость, герба не имеет, а вместо рисунка полкового знамени были приложены изображения полковничьих клейнодов и казацкого оружия. Подобные описания прибыли и из остальных полков.

Махнув на слободских полковников рукой, Санти проанализировав довольно скудную информацию, уже в мае 1727 года, приступил к эскизной проработке заказанных гербов. По свидетельству художника Ивана Чернавского, Санти планировал Изюму присвоить герб с изображением перекрещенных в красном поле полковничьей булавы и казацкой сабли, Сумам - коня груженного перемётными сумами, Харькову - выступающую из облака руку, державшую лук со спущенной тетивой, а внизу - изогнутую фигуру волка пронзенного стрелой. Избранная для изюмского герба символика была тщательно продуманна. Красный цвет поля указывал на мужество и воинские подвиги казаков, булава - что город является полковым, сабля - на готовность изюмчан отражать набеги крымских татар. И все же новому гербу не довелось украсить знамя изюмского полка, как в прочем и остальным его слободским " собратьям ". Летом 1727 года у Санти произошел конфликт с всесильным царедворцем, князем А. Меньшиковым, который дорого обошелся графу. Меньшиков интригами добился обвинения Санти в государственной измене. Граф Санти был арестован и сослан в Сибирь. Но и этого тогда показалось мало. Герольдмейстерская контора подверглась полному разгрому со стороны тайной канцелярии. Многие ее сотрудники из-за Санти были арестованы или отстранены от службы. Остались не у дел художники И. Чернавский и П. Гусятников, которые выполняли цветное изображение гербов. Сам заказ на гербы для слободских полков был аннулирован Военной коллегией в " силу злодейства возникших в Герольдии ", и полки получили указ "временно оставаться при старых знаменах".

Однако вопрос о гербах для слободских полков вскоре снова был поставлен перед Герольдмейстерской конторой в связи с военной реформой проводимой в 30-е годы XVIII века фельдмаршалом Бурхардом Минихом. Миних, реорганизовывая русскую кавалерию, имел далеко идущие планы преобразования слободских полков в регулярные гусарские. Первым шагом в этом направлении была замена старых казачьих знамен на новые, с гербами городов, как требовала того войсковая традиция. Заказ на составление слободских гербов начальник Герольдмейстерской конторы П.А. Квашнин-Самарин получил 31 июля 1734 года, и выполнять его отказался, ссылаясь на отсутствие в его распоряжении опытных мастеров-живописцев. Это было правдой. После разгрома учиненного А. Меньшиковым, Герольдмейстерская контора влачила жалкое существование, потеряв лучших специалистов.

С большим трудом ее сотрудники справлялись с составлением дворянских родовых гербов, часто весьма примитивных, с явными нарушениями правил геральдики, а городские гербы не сочинялись вовсе. Военная коллегия попала в затруднительное положение. Рассчитывать на Герольдмейстерскую контору больше не приходилось, и Миних обратился за помощью в Академию наук, где вопросами геральдики занимался доктор римского права Иоганн-Симон Беркенштейн. Ему Миних предложил составить необходимые гербы. Беркенштейн согласился и к порученному делу отнесся добросовестно. Видимо Беркенштейн, был знаком с методами составления гербов разработанными графом Санти. Во всяком случае, он потребовал предоставить в свое распоряжение описание всех полковых городов, одежды слободских казаков, рисунки казачьего оружия.


Часть 1 Часть 2
Вся рубрика






© 2007 Изюмский краеведческий музей

Карта сайта
Разработка сайта:
Руслан Ризванов
www.mediagraphica.by.ru
Сайт управляется системой uCoz