Реконструкция расположения сигнальных «маяков» и зон их покрытия в слободское время на современной карте Харьковщины.Особо выделена зона покрытия "маяка" Изюма






Вид на станцию "Маяк" в районе пос. Савинцы




Вся рубрика

Археологические загадки древнего Изюма

Часть 1 Часть 2 Часть 3


Но для начала отметим, что уже в слобожанское время Изюм был частью русской оборонительной линии, построенной после набега татар в 1680 г., – «новой черты», которая проходила через Валуйки, Цареборисов, Изюм, Балаклею, Змиев и Валки. Хорошо функционировала известная система «маяков» - башен, с которых подавался огненно-дымовой сигнал. Система таких сигналов работала на растоянии в 20 верст на открытой местности. Если расположить на карте такие «маяки» в построенных крепостях с радиусом действия порядка 18 – 19 древнерусских верст (около 26,11 км), то получим интересную картину. И не специалисту понятно, что в зонах пересечения действия двух таких «маяков» должны были находиться промежуточные посты-«маяки». В противном случае, - терялся весь смысл затевать строительство подобной оборонительной линии.

Вид на станцию "Маяк" в районе пос. Савинцы. И тут мы прямо выходим на два топонима современной Украины: на территории Харьковщины – станция «Маяк» в районе пос.Савинцы (как раз зона пересечения «маяков» Изюма и Балаклеи) и небольшой населенный пункт Маяки в Донецкой области (зона пересечения «маяков» Изюма и Торца (Славянска)). Если внимательно присмотреться к зоне покрытия изюмского «маяка» (вне сомнения, что он располагался именно на горе Кремянец), то увидим, что изюмский пост-«маяк» контролировал один из самых сложных участков: несколько сложных поворотов Северского Донца, сложный ландшафт и знаменитый Черный лес – были особенно опасны для пограничья. Но эта система – более позднего времени. Рискнем предположить, опираясь на сущетвующие взгляды в отношении существования половецких и татарских постов на Кремянце, что подобная система не была изобретением собственно казаческой эпохи: она была заимствована у предыдущих эпох, использовались все те же особенности рельефа и навыки более древних военных тактик. Последний аспект, на который мы должны обратить свое внимание в контексте всего нашего исследования - вопрос о возможных моделях приграничных отношений в XI – XIV вв. и роли в них территории современного Изюма и его округи. Можно выделить два больших исторических периода, когда территория современного Изюма была в центре внимания международных отношений того времени.

Первый или ранний период начинается после гибели Хазарского каганата (Х в.) и завершается с возникновением Золотой Орды (первая половина ХШ в.).Второй (поздний) период начинается после развала Золотой Орды (середины ХV в.) и заканчивается собственно уже началом слобожанского периода (ХVI в.).Именно в эти две эпохи изюмское пограничье и было границей двух миров: мира цивилизации кочевников и славянского населения. Различные исторические процессы сопровождали переход к этим периодам. Например, в качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть мысль, что появление на поселении «Мокрый Изюмец – 1» славянской керамики древнерусского типа можно соотнести с упадком Хазарского каганата и появлением в этих землях нового субъекта международных отношений – печенегов, на смену которым в ХI в. приходят торки и, чуть позже, - половцы. Подтверждение этой гипотезе мы видим в письменных источниках. Так, «Слово о полку Игореве», описывая поход князя Игоря Святославовича в 1185 г. как раз и представляет нам процесс установления новой модели международных отношений в этом регионе: с 60-х гг. ХI в. (времени появления у границ Киевской Руси половцев) и до самого похода князя Игоря существовал определенный период политической нестабильности на территории от города Донец (последнего пограничного оплота Древней Руси, расположенного на территории современной Харьковщины) и до летописных Сугрова и Балина (расположенных на территории современной Донецкой области). Это в среднем порядка 170 км буферной территории, контроль над которой был жизненно важным как и для Руси, так и для половецкого объединения, переживающего в это время период становления своей государственности. Территория современного Изюма и его округи с военно-тактическими и военно-стратегическими особенностями этой территории (уникальная естественная возвышенность, позволяющая легко доминировать над большой площадью; естественные броды на Северском Донце) как раз была той точкой, владение которой могло обеспечить контроль фактически над всей этой буферной зоной. Поэтому не случайно именно на летописной Сальнице (нынешней реке Сухой Изюмец) и происходит сражение Владимира Мономаха в 1111 г. Это время для славянского государства – период нового подъема после периода смут, а лля половцев – период стабильного поступательного развития и активной экспансии.

Ослабленный контроль над важной буферной зоной для Руси необходимо было востановить: того требовали нетолько необходимость защитить юго-восточные рубежи государства, но и реалии экономической жизни страны. Ведь хорошо известно, что для Руси важную роль играла посреднеческая международная торговля. И по этой причине также древнерусским князьям необходимо было было удеживать контроль над территорией между Донцом и Сугровом и Балином: через Изюм проходил один из древнейших торговых путей. Нам еще предстоит проанализировать торговую активность региона в это время. Но уже сейчас можно констатировать некоторые факты. Во-впервых, на поселении «Мокрый Изюмец -1» мы имеем разнообразный (смеем утверждать – богатый) импортный тарный материал. География распространения коричневоглиняных амфор, найденных в 2006 г., склоняет к мысли о средиземноморско-балканском происхождении этого типа. Обнаруженные желтоглиняные амфоры, по мнению В.В. Булгакова, хронология и динамика их распространения в Восточной Европе, в древнерусских слоях и комплексах обнаруживает связь с рынком византийской столицы. Распространение желтоглиняных амфор в Восточной Европе целиком связано с константинопольской торговлей. Амфоры причерноморского типа, амфоры с дуговидными ручками XШ – XIV вв. свидетельствуют также о торговле с Византией и византийской Таврикой. По нашему убеждению, такой разнообразный тарный материал на «Мокром Изюмце – 1» отнюдь не случаен. Его обилие и типовое разнообразие ясно свидетельсвует об активной приграничной торговле жителей поселения в рассматриваемое время. И для этого у них были все предпосылки: река Мокрый Изюмец – приток Северского Донца, само поселение расположено как раз в аккурат на том месте, которое (если принять точку зрения М.Ф. Гетманца о существании и русского поста на левом берегу Донца (он доказывает, что высота на правом берегу Северского Донца (г. Кремянец) – татарский пост в ордынское время. Однако, учитывая особенности древнерусского военного искусства, на левом берегу реки на естественной возвышенности (уступающей Кремянцу) также находился пост, только – русский) и на противоположном от поселения береге Мокрого Изюмца) - в зоне видимости обоих постов, но ближе – к древнерусскому. Естественный удобрый водный торговый путь (Северский Донец) и уводящий в защищенную сторону от него Мокрый Изюмец - прекрасное место для приграничного торжища. Надеемся, что новые работы на этом памятнике в ближайшие годы полностью подтвердят выдвинутую сейчас гипотезу.

Заметим, что несмотря на обилие известных торговых путей на юге – юго-востоке Харьковщины, исследование их функционирования в позднесредневековое время – до сих «tabula rasa» для исследователей. А между тем здесь встречается и весьма редкий археологический материал. Например, вышитая шелковая парча и шелк половецкого времени из погребения 2 кургана «Веселая могила» (Близнюковский район). Мы, как специалист в области исследования археологического текстиля, полностью уверены в китайской технологии изготовления этого шелка. Поэтому полученный в 2006 г. амфорный материал только подтверждает важность разработки этой проблемы. Иная ситуация складывается в регионе после развала Золотой Орды (середины ХV в.). о ней в настоящий момент еще по-прежнему сложно говорить. Но и в это время очевидно существовал определенный статус-кво в районе Изюма и его округи. Мы планируем продолжить исследования открытых в 2006 г. памятников в Изюме и его округе; продолжить их выявление в пойме реки Мокрый Изюмец. Помимо озвученых выше вопросов, которые были поставлены полученными результатами работ 2006 г. остается еще один вопрос без ответа: когда и почему поселение «Мокрый Изюмец – 1» прекращает свое существование? На него сейчас нельзя однозначно ответить. Можно предположить, что поселение прекратило свое существование в связи с нашествием на Русь монголо-татар: учитывая важность изюмского брода как стратегического объекта пограничья, трудно представить, что эта территория была обойдена вниманием монголо-татарского войска. Тогда логично предположить, что оно погибает в ХШ в. Но не исключено, что некоторое время поселение продолжало существовать и в XIV в. в эту пользу также имеются свои аргументы: имеющийся скудный материал после ХШ в., монета и надпись о постройке крепости Али Ад-Дином в 1334 г. Надеемся, что в скором времени мы сможем получить однозначные ответы на все возникшие вопросы.


Татьяна Крупа
фото автора

Статья была опубликована:
http://www.hw.net.ua
http://www.maesu.org


Часть 1 Часть 2 Часть 3
Вся рубрика





© 2007 Изюмский краеведческий музей

Карта сайта
Разработка сайта:
Руслан Ризванов
www.mediagraphica.by.ru
Сайт управляется системой uCoz